Сайт учителя-логопеда

Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

 

Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе

для детей с общим недоразвитием речи

 

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушением речи. Среди них отличаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – сложным речевым расстройством, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Для коррекции ОНР в условиях нашего детского сада создана логопедическая группа, которую дети будут посещать до полного исправления речи или до поступления в школу.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

Основной формой обучения в речевой группе являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Логопедические занятия подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. На ежедневных индивидуальных занятиях логопед проводит работу по коррекции нарушений звукопроизношения. Подгрупповые занятия направлены на формирование у детей фонетико-фонематических представлений, развитие лексико-грамматической стороны  речи, обучение связному высказыванию.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей логопедической группы и других специалистов ДОУ. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

В логопедической группе особенно важно, насколько тесно сотрудничают логопед и воспитатели. Работа воспитателя логопедической группы направлена не только на решение общеразвивающих задач. Большое внимание уделяется коррекционной работе, составленной с учетом логопедической программы, и направленной на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. В процессе овладения основными видами деятельности, предусмотренными общеобразовательной программой, воспитатель  учитывает индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, и способствует развитию процессов восприятия, памяти, доступных форм мышления, познавательных интересов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель закрепляет достигнутые на занятиях логопеда результаты.

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой. Например, осенью традиционно занятия проводятся в рамках таких лексических тем: «Овощи», «Фрукты», «Лес, грибы, ягоды» и т.п.  Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за явлениями окружающего мира. Тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала (ежедневное многократное повторение),  позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей.

 

20 ноября 2015 в 20:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.